Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1 РЕЧЬ И ПРЕДРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ………………………………..5
1.1 Понятия «онтогенез» и «дизонтогенез» …………………………………….5
1.2 Понятие «речь» ……………………………...………………………………..6
1.3 Анатомия и физиология речи………………………………………………...8
1.4 Предречевое развитие……………………………………………………….10
ГЛАВА 2 ЯЗЫКОВЫЕ УНИВЕРСАЛИИ И РЕЧЕВЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ………………...13
2.1 Теории речевого развития……………………………….. ………………..13
2.2 Онтогенез детской речи………………………………….……………….....14
2.3 Понятие «языковые универсалии»…………………………………………17
2.4 Связь языковых универсалий с онтогенезом детской речи………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
«Единственная известная мне роскошь
— это роскошь человеческого общения».
Антуан Сент-Экзюпери
Речь является основным средством человеческого общения. Человеческое общение – это уникальный способ человека воспринимать и передавать информацию себе подобной особи. Так как человек – существо социальное, то потребность в общении у него стоит в первом ряду, наравне с потребностями в пище, сне, отдыхе. Еще в древние времена наши предки держались племенами для того, чтобы выжить и продолжить свой род. Общение помогало им держаться вместе, защищаться от хищников, учиться друг у друга ремёслам и мастерству.
Данная тема является актуальной, так как жизнь каждого человека невозможно представить без общения. В последние годы ведётся немало споров и дискуссий по вопросу о том, является ли способность к усвоению речи у человека врождённой или нет. Существует два различных мнения учёных по этому вопросу. Одни стоят на позиции неврождённости этой способности, другие придерживаются точки зрения о её генетической обусловленности. Однако, давно известно, что речь и мышление неразрывно связаны между собой. И по развитию речи человека судят о его развитии мышления.
Тема ранней детской речи является сейчас в мировой психологии одной из ведущих. Проблема изучения детской речи берет начало во второй половине XIX века. Первыми исследователями детской речи стали известные естествоиспытатели – основатель теории эволюции Ч. Дарвин и французский историк, философ И. Тэн. Детскую речь изучали и исследовали медики, психологи, педагоги, философы, однако методология остается недостаточно разработанной. В Росси детскую речь наблюдали и использовали в своих произведениях Н. А. Некрасов, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский.
Целью данной работы является изучение особенностей онтогенетического развития языковых универсалий в детском возрасте.
Объектом исследования являются языковые универсалии.
Предметом исследования являются языковые универсалии в онтогенезе детской речи.
Задачи данного исследования;
1) Изучить научно-методическую литературу онтогенеза детской речи:
2) Изучить теории речевого развития;
3) Изучить подходы к выявлению и оценке языковых универсалий;
4) Соотнести языковые универсалии и новообразования онтогенетического развития в детском возрасте.
Гипотеза: речевые новообразования в онтогенезе детской речи связаны с формированием и развитием языковых универсалий.
Метод исследования: теоретический анализ научных источников.
ГЛАВА 1 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
1.1 Понятия «онтогенез» и «дизонтогенез»
Онтогенезом называют индивидуальное развитие каждой отдельной особи. Онтогенез человека – процесс индивидуального развития организма, проходящий весь жизненный цикл, начиная от зиготы и заканчивая смертью.
Термин «онтогенез» был введен Э. Геккелем в 1866 году. Онтогенез является реализацией генетической программы развития, которая ориентирована на постепенную коррекцию морфологии и функций организма под влиянием внешних факторов и для согласования с ними.
В онтогенезе человека различают три периода:
- Прогенез – период формирования половых клеток и оплодотворение;
- Эмбриональный – период с момента образования зиготы до рождения;
- Постэмбриональный – период от рождения до смерти [16].
Термином «онтогенез речи» в логопедической науке принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до их совершенного состояния [1, с. 64].
С генами родителей человек получает своего рода инструкции о том, когда и какие изменения должны происходить в организме, чтобы он мог успешно пройти весь жизненный путь. Следовательно, онтогенез представляет собой реализацию наследственной информации.
Все этапы проходят последовательно и в определенное время, благодаря чему у человека развиваются и формируются органы и системы. В период прохождения этапов онтогенеза человеческий организм претерпевает множество изменений, растет и развивается.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акбарова З.А. Проблемы онтогенеза речи: подходы и решения / З.А. Акбарова, Н.У. Хайдаралиева // Молодой ученый: международный научный журнал. – 2020. - №5. – с. 64-65.
2. Белянин В. П. Психолингвистика. – Учебник. – Москва.: Изд-во «ФЛИНТА». – 2016. – 415с.
3. Биттерлих Л.В. Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая каждой семье. – М.: Рипол Классик. - 2009. – 190с.
4. Бондаренко Л.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та. 1991. – 152 с.
5. Ильин Е. П. Психология. – Учебник. СПб.: Питер, 2004. – 560с.
6. Корчагина В.Н. Речевой онтогенез: Методические рекомендации / В.Н. Корчагина, А.Е. Оксенчук. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48с.
7. Круглякова Т.А. Отолингвистика – наука ΧΧΙ века - Материалы международной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена / Т.А. Круглякова, Е.Л. Бровко, К.В. Гарганеева, М. А. Еливанова. – Санкт Петербург. – 2011. – 653с.
8. Купцова А.М. Физиология речи: учебно-методическое пособие / А.М. Купцова, И.И. Хабибрахманов, Н.И. Зиятдинова, Т.Л. Зефиров. – Казань, Изд-во «Вестфалика», 2019. – 43с.
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144с.
10. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – Издательство «Наука». – 1974. – 368с.
11. Немов Р. С. Психология. – Учебник. – М.: Гуманит. изд. центр Владос. Кн. 1: Общие основы психологии, 1997. – 688с.
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва: Азъ, 1992, 83 с.
13. Первушина О. Н. Общая психология. – 51с.
14. Тугушев Р.Х. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.
15. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
16. https://studfile.net/preview/4668965/
17. https://studwood.net/1349855/literatura/problema_universaliy_yazyka
18. https://www.garshin.ru/linguistics/system/universal.html
19. https://cyberpedia.su/21x5db1.html
20. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00500787_0.html